Миллионы раз мы слышали слово «бизнес» по отношению к сетевому маркетингу, тысячи раз сами его говорили, но почему-то большинство окружающих нас людей упорно отказываются воспринимать наше занятие как бизнес.
Даже те, кто уже вырос из детских страшилок типа «лохотрон» и «пирамида», все равно относятся к сетевому бизнесу снисходительно – что-то вроде «а, это дополнительный заработок для студентов и домохозяек»!
Примеры лидеров сетевого бизнеса, построивших огромные международные организации и по праву получающих значительный остаточный доход от своего любимого дела, даже это не убеждает скептиков
в том, что сетевой маркетинг – это один из видов бизнеса, только со своими особенностями.
в том, что сетевой маркетинг – это один из видов бизнеса, только со своими особенностями.
И тогда закрадывается подозрение – может быть мы сами что-то делаем не так? Говорим о сетевом не так? Ведем себя не так? И совсем уже страшное подозрение – может быть мы сами не относимся к нашему бизнесу именно как к бизнесу?
Да, конечно проще обвинять весь мир в злонамеренном отношении к такому замечательному бизнесу, чем честно ответить себе на вопрос, почему за много лет существования и развития сетевого маркетинга он занимает столь странное, маргинальное место в социуме.
Часть ответа состоит в том, что мы на самом деле ведем себя не как полноправные представители третьего квадрата Кийосаки, как собственники, что слишком сильны в нас проявления первого и второго квадрата, наемных работников и «свободных художников».
Подавляющее большинство дистрибьюторов в сетевом бизнесе приходит в него из наемного труда, не имея предыдущего бизнес опыта, а существенная часть этого большинства так и строят бизнес параллельно с работой по найму. Та внутренняя позиция, которую сформировал в них наемный труд, то мировоззрение, которое они несут в себе, – все это достаточно устойчиво и консервативно.
Простой пример: в сетевом бизнесе доход измеряется месячными чеками или комиссионными, – это настолько само собой разумеется, к этому настолько все привыкли, что трудно представить – как же может быть иначе! Но задумайтесь, – в любом реальном бизнесе месячные цифры знает разве что бухгалтерия.
Цифры, которые по-настоящему интересны – это годовой доход, а самое главное – стоимость бизнеса как актива! И неважно, выражается эта стоимость через стоимость акций компании на бирже или каким-то другим способом, – главное чтобы мы ее знали и чтобы она росла!
Прежде чем мы идти дальше, попробуем, не заглядывая на несколько абзацев вперед, ответить на простой вопрос: чем зарплата в тысячу долларов отличается от дохода бизнеса в тысячу долларов?
Существует много вариантов ответа на этот вопрос, и редко среди них оказывался правильный.
1. Стандартный вариант: зарплата фиксирована, а доход меняется. Это и раньше было неправильным ответом, а во время последнего «кризиса», когда огромное количество наемных работников оказалось уволенными, отправленными в неоплаченные отпуска, или, как минимум, обнаружили себя с урезанными зарплатами, это стало совсем очевидно! Но и доход от бизнеса тоже вещь достаточно непредсказуемая!
2. Зарплата зависит от начальника, а доход только от тебя.
На самом деле, и зарплата в основном зависит от твоей квалификации, твоих умений и навыков, и доход определяется огромным количеством факторов, начиная с курса рубля к доллару, и заканчивая капризами местной санэпидемстанции.
3. За зарплату нужно работать восемь часов в день, а доход от бизнеса – он же остаточный! – можно не работать.
Да, это было правильным, если бы речь шла о цифрах на пару порядков больших, чем тысяча долларов. Если бизнес дает тысячу в месяц, ты, скорее всего, работаешь в нем не восемь, а все двенадцать часов в день, потому что он находится на самой сложной фазе роста, раскрутки.
Этот список можно продолжать до бесконечности, и это подтверждает, что большинство людей нечетко представляют себе разницу между наемным трудом и доходом от бизнеса.
Так какой же правильный ответ?
Вот он: НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ! И в том, и в другом случае речь идет о десятке сто долларовых бумажек (ну или о тридцати тысячерублевых купюрах, если находиться в рамках российской реальности). То есть, если смотреть на работу по найму и бизнеса с точки зрения внешних проявлений, с точки зрения тех денег, которые они нам приносят, различия незаметны
Реальные различия лежат глубже, в каком-то смысле «под водой»!
Здесь уместна метафора, которая помогает понять и почувствовать принципиальные различия между ситуацией наемного труда и ситуацией собственного бизнеса.
Метафору айсберга.
Так же как в реальном айсберге основная часть льда находится под водой, а на поверхности заметна примерно одна шестая часть, так и в «финансовом айсберге» доходы – будь то зарплата или доход от бизнеса – это только маленькая часть активов, совокупной стоимости бизнеса!
И здесь уместен вопрос – а чьего бизнеса?
Если в первой ситуации – работы по найму – вам достается только зарплата, а подводная часть айсберга принадлежит собственнику, принадлежит «дяде», на которого вы работаете, то во второй ситуации вам принадлежит уже весь айсберг: актив плюс доход.
Следующий важный вопрос:
а как соотносятся подводная и надводная части в случае актива?
Если в реальном ледяном айсберге пропорция составляет один к шести, один к семи, то в финансовом айсберге она является еще более внушительной! «Над водой» торчит совсем маленький кусочек.
Как мы можем взвесить финансовый айсберг?
Технология оценки бизнеса достаточно сложны, и конечную оценку стоимость бизнеса может дать только рынок. Но порядок величин мы можем определить, сравнив активы в бизнесе с другими активами, например, финансовым активом и недвижимостью.
Финансовый актив. Сколько денег нужно положить в банк, чтобы они давали вам доход в 1000 долларов в месяц? Для удобства возьмем доходность в 12% в год (что не является слишком нереалистичным). Если депозит дает вам 1000 долларов в месяц, значит в год он даст 12000 долларов, и если это составляет 12% от суммы депозита, то общая сумма сто тысяч долларов. Ого! Под водой то много!
Недвижимость. Сколько стоит квартира в вашем городе, которую можно сдать в наём за тысячу долларов в месяц? Для разных городов оценки будут разные, но порядок тот же самый: в интервале двести – пятьсот тысяч долларов. Ого!
Здесь обычно слышны возражения: как можно сравнивать банковский депозит, который можно снять в любой момент, и вообще он лежит и есть не просит, и собственный бизнес, который и продать сложно и вообще он требует нашего ежедневного внимания!?? Но эти возражения имеют отношение к ликвидности актива, а вовсе не к его стоимости! Если разные активы приносят соотносимый доход, то их стоимость тоже со относима, а уж насколько их легко или трудно продать, и сколько времени и сил они требуют для поддержания и сопровождения, - это все отдельные вопросы!
В этот момент у вас может возникнуть очень приятная мысль – если ваш доход в сетевом бизнесе составляет порядка тридцати тысяч рублей (что, кстати, является достаточно частой ситуацией), значит ваш бизнес как актив стоит несколько миллионов? Правильно, именно так!
Но обычно за этой приятной мыслью приходит следующая, менее приятная и тревожащая: а почему я не вижу и не чувствую этих миллионов? И вообще – где они? Из чего они состоят? Да потому что у вас еще нет «подводного финансового зрения», потому что вы привыкли смотреть «над водой», на зарплату! Потому что легче увидеть доходы, чем активы!
Проведем параллель с реальным айсбергом. Чтобы увидеть его подводную часть, недостаточно просто засунуть голову в воду (да и вода холодная – замерзнешь!) Нужна специальная аппаратура, акваланг или еще лучше – подводная лодка. Вот так и восприятие активов бизнеса, «подводное финансовое зрение», не возникает само собой, его нужно тренировать, ему нужно учиться!
И для этого есть простое упражнение. Простое оно по своей основной идее, а вот доделать его до конца – это потребует серьезных усилий и самодисциплины!
Упражнение такое:
каждый день по десять раз в день нужно будет оценивать активы окружающих бизнесов. Любых! Начиная от парковки, на которой вы паркуетесь, и цветочного киоска, в котором вы покупаете букет цветов, заканчивая службой такси, которой вы пользуетесь и магазинами, в которые вы ходите. Сколько стоит этот бизнес? Сколько стоит этот бизнес? Сколько стоит этот бизнес?
В этот момент обычно следует такое возражение: ну мы же не знаем всех нужных цифр – прибыли, аренды, зарплаты.
А и не нужно знать! Здесь мы имеем дело с ситуацией, в которой правильно заданный вопрос важнее точности ответа.
Например, едем в такси – о чем обычно думаем?
Сколько стоит поездка, или в лучшем случае, какой у такси дневной доход.
А думать нужно о том, сколько стоит компания из десяти машин такси!
Смотрим на рекламный щит – о чем думаем?
О назойливой рекламе, или в лучшем случае, сколько стоит арендовать такой щит на месяц.
А думать нужно о том, сколько стоит компания, владеющая десятью рекламными щитами?
Очень приблизительно, очень очень приблизительно прикидываем месячный доход (можно оценить дневной и умножить на тридцать), а затем умножаем на сто (помните пример с банком – чтобы получать тысячу в месяц, нужно сто тысяч положить на счет).
Вот вам и примерная стоимость актива! Еще раз подчеркну – это нужно делать минимум десять раз в день, тридцать дней подряд!
А всяких умников, которые найдут сотню аргументов по поводу того, что это сложно или так неправильно считать, я отправлю почитать книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа».
Бедный папа был очень умный, но вот незадача – бедный. А я хочу, чтобы у моих детей был только один папа – богатый!
Что получаем в результате этого месяца? Гарантия того, что изменится отношение к собственному бизнесу, вернее – наконец-то, вы будете относиться к нему именно как к бизнесу!
Воспринимать в нем не только доходы, но и активы!
А это значит, что начнем относиться к нему в СТО РАЗ СЕРЬЕЗНЕЕ! И наше влияние на новичков и кандидатов тоже усилится В СТО РАЗ!
Очевидный вопрос – какие слова, какие фразы нужно говорить новичкам в наше время, чтобы привлечь их в сетевой бизнес?
Правильный ответ: не так важно, какие слова говорить, важно – из какой позиции говорить?
Если за словами будет слышна позиция наемного работника – любые слова будут в сто раз бессмысленнее!
А если вы научится говорить как владелец бизнеса – те же самые слова будут с сто раз весомее!
Стоит ли месяц мучиться, чтобы в результате прийти в третий квадрат, ощутить себя собственником своего бизнеса?
Отличная статья, Ольга!
ОтветитьУдалитьАнализ проведён блестящий, а о таких упражнениях я и не слышал никогда...
О чём это говорит? Да всё о том же, о чём говорил ещё "великий Ленин"...
Однако делаем вывод - экспоненциальный рост налицо, и скоро мир узнает нового ЛИДЕРА и прогнётся под нас!
Ольга, очень замечательная статья!
ОтветитьУдалитьвозвращаюсь к ней второй раз.
Такое простое упражнение, на самом деле, оказалось, для меня, очень трудным, его выполнять я смогла лишь 3дня :(.
а так как мне очень хочется развить "подводное финансовое зрение" я сюда вернусь еще не раз.
И мне бы очень хотелось чтобы эта тема продолжилась в Ваших новых статьях.
Успехов Вам в любом начинании
Наталья!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за Ваш комментарий
Сейчас немного выбита из колеи - у ноутбука вышла из строя видео карта, и для него это оказалось "смертельным", поэтому я пока коплю силы, но думаю, что в ближайшее время смогу полноценно общаться с сокурсниками и плодотворно воплощать в жизнь, всё то что почерпнула в школе "Новичок+Интернет"-5 набор.
Спасибо. С уважением, Ольга Батырева.